МБУ "Межпоселенческий краеведческий музей им. В.Е.Розова"

Николаевского муниципального района

Главная » Публикации » Из истории становления Николаевска-на-Амуре

Последнее обновление страницы: 16.12.2022 г.

Режим работы.

среда - пятница:

с 10.00 до 18.00 ч.,

суббота - воскресенье:

с 10.00 до 17.00 ч.

Обед 13.00 до 14.00

Последняя пятница каждого месяца санитарный день

понедельник - вторник: выходные

 


УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ:

Мы в соц. сетях:

 

 

Из истории становления Николаевска-на-Амуре

Большинство жителей Николаевска-на-Амуре в той или иной степени знакомы с историей основания и развития города.

Первый на Амуре город - Николаевск - основан 1 августа (по старому стилю) 1850 г. Г.И. Не­вельским как военный пост, но по настоянию министра иностранных дел Российской империи, канцлера К.-Р. Нессельроде, официально был утвержден в качестве лавки Российско-Американской компании. В этом статусе пост оставался до 1854 г., когда официально получил наименование «Николаевский военный пост».

В 1856 г. была образована Приморская область Восточной Сибири под управлением Главного Управления Восточной Сибири и военного губернатора области. Местопребывание военного губернатора – Николаевск, официально возведенный в степень областного города в 1858 г.

В этом году Николаевск-на-Амуре отметил свое 172-летие.

Общие сведения (интернет нам в помощь!) о становлении города найти не сложно. Сложно представить, как это было в действительности.

Путешествие Невельского от Кронштадта до берегов Амура заняло около 10 месяцев. Суровый необжитый край, вековая тайга, нехватка всего необходимого – провизии, инструмента… болезни… Героические времена, героические люди.

5 (17) июня 1865 года в Николаевске вышел первый номер газеты «Восточное Поморье», открыв на Дальнем Востоке эпоху местного издательского дела. Инициатором создания газеты был первый военный губернатор контр-адмирал Петр Васильевич Казакевич. Редактором издания стал один из самых авторитетных офицеров амурского флотского экипажа - подпоручик корпуса флотских штурманов Федор Кондратьевич Якимов - человек культурнейший и высокообразованный. Газета имела постоянный авторский коллектив, ядро, которого составляли военные моряки – Д. Афанасьев, В.М. Бабкин, А.А. Болтин, братья Клыковы – Михаил и Иван, Н. Ковалевский, Н.А. Чупров, «вольный китобой» О.В. Линдгольм. За полтора года вышло 54 номера. Последний номер «Восточного Поморья» был выпущен 15 декабря 1866 г.

Сегодня мне хочется познакомить вас с кратким очерком о первых годах развития Николаевска, вышедшем в газете «Восточное Поморье» 1865 г. № 9 (31 июля).

Настоящее состояние Николаевска и р. Амура

«Переходя к описанию города мы невольно должны коснуться того, что было неоднократно повторяемо в различных статьях, а именно указать на время основания Николаевского поста и, наконец, представить его как город, с более подробными статистическими данными, из которых предоставляем каждому выводить свои замечания.

Основание Николаевска последовало вскоре по занятии нами ничтожной местности, на островке, лежащем в Охотском море. Пост этот был назван Петровским, а бухта Заливом Счастия; надо заметить, что такое звучное название залива счастия вовсе не относится к тому, чтобы тут могло быть счастливое место, но названо потому, что когда транспорт «Байкал» делал опись у этих берегов, то желая войти в этот залив сел на мель и счастливо отделался от опасности, ибо при открытом для всех ветров береге мог бы легко разбиться.

Много было планов и предложений в отношении этой местности: одни смотрели как следует, т.е., что место ни к чему непригодно, а другие давали не только значение, но даже сулили будущность этой грустной пустыне. Тогда предполагали, что это есть сторожевой торговый пункт с севера; что путь, исследованный к нему г. Орловым (который был откомандирован из Аяна в распоряжение командира транспорта «Байкал» с переводчиком тунгусом, понимающим гиляцкий язык), не труден до самой реки, и что его легко соединить хорошей сухопутной дорогой. На возражение же, что на острове нет даже пресной воды, находили убеждение, что легко отстранить и это затруднение устройством артезианских колодцев и проч. Так или иначе, но Петровское зимовье было избрано за базис всех наших работ в Приморской области. Отсюда наши смелые моряки отправлялись на байдарках в лиман и Амур и ходили в де-Кастри.

Но неудобство заселения в Петровском опровергло осторожную политику, которая также была поставлена в нерешимость рассказами о каких-то владетельных князьях на Амуре в роде гиляка Альгаги; но факт совершился, и вот в 1852 г. поставлена первая землянка в Николаевске, на берегу, где теперь магазин адмиралтейских складов.

Эта землянка, лишенная всякого комфорта, с ее трудолюбивыми жителями, была уже не раз описана, и ее можно было видеть еще в 1864 г.; ради воспоминания при ней был разведен огород, не более шести гряд, и то недающих никакого плода, ибо дресва не могла дать оплодотворения семени; а там, где местность была выше и грунт доступнее для огородов, физически невозможно было строиться, ибо густой лес был не под силу малочисленной постовой команде; но топор, время и энергия берут и тут свое, и вот к 1854 г. является дом, который и до сих пор существует: это нынешняя портовая гауптвахта; тут поместились в одном отделении магазин Российско-Американской компании, а в другом доверенный КО и постовый начальник.

Так как было уже решено перенесение Петровского поста в Николаевск, то вместе с этим домиком начали строить дом, где нынешнее казначейство, а с ним рядом другой, предназначавшийся для квартир офицеров, в которых они и помещались в 1854 году. Натурально, что эти домики были не в том виде как теперь, да и жильцы не были с такими претензиями как в настоящее время. Например, в домике близ казначейства, в том же 1854 г. помещался Генерал-губернатор со свитой, и тут же в другой маленькой комнате жил Адмирал Гр. Путятин, находившийся тогда в Николаевске с двумя офицерами.

В июле месяце 1854 же года заложена была казарма близ нынешнего экипажного цейхгауза, теперь не существующая; потом на главной большой улице (ныне ул. Советская)нынешнего города заложили два флигеля, каждый в три окна. Эти постройки застала эскадра, пришедшая из Петропавловска в 1855 г. и состоящая кроме фрегатов «Аврора» и «Диана» из корвета «Оливуца», шхуны «Восток», транспортов: «Двина», «Иртыш» и «Байкал». Все это располагалось на зимовку, всех нужно было разместить. Рабочих рук много, лес тут же, недостаток только в топорах. Каждая команда строила для себя отдельное помещение. Из всех частей отделили особую команду, и хотя в то время были инженеры, но поручили постройку двух-этажного здания У.О. Баринову, которого считали за знающего архитектурное искусство; почему это было так, хроника умалчивает. Здание вышло хоть и весьма не красивое, что можно и теперь видеть, но принесло огромную пользу. Там был и клуб до 1862 г., и помещение для офицеров, и библиотека, и устроен общий обеденный стол. В настоящее время в этом здании контора над портами и библиотека. Команды построили себе четыре флигеля, и так как квартирующих было много, то в некоторых казармах были устроены антресоли. Поспешность постройки, чтоб не застала зима, лишила эти строения многих необходимых потребностей, и потому во всех зданиях не было черновых полов и даже не выдернуты коренья под полами, чрез что развились болезни; кроме того, при казармах не было кухонь и других принадлежностей, и все это помещалось в шалашах, сделанных из древесной коры. Вместо котлов для варки пищи были вмазаны в землю судовые водяные систерны; госпиталь помещалась в доме, где теперь Морское Училище, а кухня госпитальная в землянке, где в настоящее время сад. Аптека и квартира аптекаря с семейством находились в домике, что подле сада.

1865 г. застал, кроме выше упомянутых зданий на большой улице, квартал, идущий от крайнего дома портовой улицы до дома Американской КО. В первом помещался экипажный командир и школа юнгов, а второй только оканчивался постройкой. Конечно, эти дома были на одну треть менее теперешних и требовали радикального исправления, но тогда и эти здания были роскошным помещением.

Штаб расположен был в теперешнем окружном казначействе и вход был прямо с улицы. Впоследствии тут жили музыканты, потом школа юнгов, выставка сельских произведений и, наконец уже, казначейство. По большой улице, точно так же как и около казарм, пни заграждали всякое сообщение, а об мостках и помину не было; там же, где были вырыты пни, стояли глубокие грязные лужи. Тотчас же за этими зданиями находился глухой лес, и трудно поверить, что дом, где теперь помещается почтовая контора, было место прогулки в лесу, чтоб оттуда любоваться судами, идущими из Лимана, а когда приступили к постройке церкви, то все сожалели, что она строится в лесу. Зимой 55 года некогда было заниматься постройками, ибо все команды были обращены на возведение батарей. С заключением мира в 56 году (окончание Крымской войны 1853-1856 гг.) настает новая эра для Николаевска, и первый пар явился в порту и облегчил материальную силу, которая стала иметь влияние не только на побережье Амура,  но и далее, ибо до 1856 года пар применялся у двух плохих пароходов, плавающих по Байкалу, а заменение им недостатка рабочих рук не находило приспособления во всей Восточной Сибири.

Все команды, зимующие в Николаевске с 55 на 56 год, отправились на судах в Кронштадт, и Николаевск очень обеднел в рабочей силе, оставшись с одним 27 флотским экипажем в составе 500 человек, в то время когда нужно было обстраивать порт, город, сделать почтовое сообщение от Николаевска до Мариинска, озаботиться приготовлением каменного угля на Сахалине, потом в следующие годы занять пост Кусунай, заливы: Ольгу, Владивосток, Посьет и, наконец, гавань Находку; сделать приготовления для работ на Чныррах, т.е. построить казармы, госпиталь, офицерские флигеля, цейхгаузы и проч.; все эти постройки в начале были деланы матросами, а потом производились солдатами № 4 линейного батальона, который находился при самом основании всех учреждений на Амуре и приготовил все дома от Мариинска до Хабаровки, как для почтовых станций, так и для переселенцев. Многих из этих тружеников уже нет в живых, а другие оставили Амур, но они не должны быть забыты в летописях заселения Николаевска и Амура, и имена капитанов: Карпицкого, Трусевича, Черкавскаго и многих других, равно и деятельность тех моряков, которые везде положили начало и по надобности заменяли архитекторов, строили укрепления, разрабатывали каменный уголь и проч. – все они останутся в воспоминаниях при возрождении Николаевска и заселении Амура.

Деятельность была уделом каждого в то время, само собой разумеется, что на долю Николаевска, как центра администрации, было обращено исключительное внимание, и он по своему географическому положению в бассейне Амура невольно притянул к себе силы Забайкалья и занял первое место в Русских владениях на восточном океане».

Николаевск нач. 1860-х гг.

 

Зав.отделом археологии и этнографии:

Гребенник Наталья Генриховна.

 

Календарь мероприятий



Главная      Документы      Контакты      Коллекции      Публикации

© 2013–2023 МБУ "МКМ им. В.Е.Розова" Николаевского муниципального района.
    При любом использовании материалов ссылка на www.nik-mkm.ru обязательна.