Главная » Публикации » Художественная школа в Николаевске. |
Последнее обновление страницы: 10.12.2020 г. |
|||||||
Художественная школа в Николаевске.В журнале «Дальний Восток» № 5, 1971 г., опубликована заметка кандидата искусствоведческих наук Н. Кочешкова «Первая художественная школа Приамурья». В ней говорится: «В сентябре 1920 года по решению правительства ДВР в Благовещенске было открыто художественно-промышленное училище, просуществовавшее всего полгода. Но доброе дело не умерло. Вскоре в Благовещенск приезжают два питомца Петербургской Академии художеств – ученик В.Д. Поленова Георгий Васильевич Белащенко и ученик Д.Н. Кардовского Петр Сергеевич Евстафьев… …И вот у Белащенко и Евстафьева рождается мысль открыть в Благовещенске бесплатную художественную школу. На Зейской улице друзья нашли небольшое заброшенное здание начальной школы. В нем и начала свою жизнь первая в Приамурье художественная школа…». Однако первая бесплатная художественная школа Приамурья была создана в Николаевске-на-Амуре. И создал ее тот самый художник–энтузиаст Георгий Васильевич Белащенко.
Белащенко Георгий Васильевич (1865 — около 1927) Живописец, график. Учился в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии Художеств (1893–1897), в мастерской В. Е. Маковского (учителя - В.Е. Маковский и В.Д. Поленов). В 1893 и 1894 награждался малыми поощрительными медалями. В 1895 получил звание классного художника 3-й степени, в 1897 удостоен звания художника за картину «Вий». С 1901г. — участник выставок. Экспонировался на выставке Общества русских акварелистов в Санкт-Петербурге. Автор жанровых полотен и пейзажей, зарисовок (преимущественно на сюжеты украинской жизни). Рисовал для журнала «Нива». Вместе с другими художниками участвовал в росписи Вознесенского собора в Новочеркасске (1891 – 1905 гг.). После революции 1917 г. Белащенко оказался на Дальнем Востоке, в Николаевске-на-Амуре, работал учителем рисования. Будучи единственным художником в городе принял участие в создании местных денег. 14 марта 1918 г. Сахалинский областной исполком выпустил в обращение вместо денежных знаков чеки местного отделения государственного банка трех достоинств. Чеки были нарисованы Г.В. Белащенко. Николаевские боны украшал силуэт двуглавого орла, лишенного державных атрибутов. В сентябре 1918 в Николаевск вошли японские войска, а в январе 1920 г. к городу подошла партизанская армия под командованием Я. Тряпицына. С конца февраля до конца мая 1920 г. власть в городе принадлежала партизанам. В этот временной отрезок были выпущены деньги, получившие название «тряпицынки». Эскизы «тряпицынок» рисовал Белащенко. После пожара 1920 г. Белащенко вместе с основной частью жителей Николаевска-на-Амуре был эвакуирован в Благовещенск. Дата смерти художники указывается приблизительно – точных данных нет. Работы Г.В. Белащенко хранятся в художественных музеях России и Украины.
Жители Николаевска, думается, помнят Владислава Иннокентьевича Юзефова, почетного гражданина города, неутомимого краеведа-энтузиаста, автора книги «Годы и друзья старого Николаевска», проработавшего более 20 лет в должности директора краеведческого музея нашего города. В.И. Юзефов вел обширную переписку с краеведами, исследователями, людьми, так или иначе связанными с Николаевском-на-Амуре. После смерти Владислава Иннокентьевича часть его материалов – писем, выписок, - была передана музею. Письма большей частью личного характера, но… Просматривая очередную пачку писем мы наткнулись на письмо Иосифа Семеновича Паженцева, написанное в конце 1960-х годов. Приведу выдержки из него:
…Белащенко Георгий Васильевич, учитель-художник, до мая месяца 1920 г. работал преподавателем уроков рисования в школах Николаевска-на-Амуре. В 1919 г. Георгий Васильевич в г. Николаевске-на-Амуре создал бесплатную вечернюю школу рисования… набор производил сам из учеников, отличившихся на его уроках рисования. Я помню наибольшую часть учеников, посещавших вечернюю школу рисования:
1.Модель Евса - ученик 7 класса Реального Училища 2.Кандинский - ученик 7 класса Реального Училища 3.Левицкий Андрей - ученик 4 класса Реального Училища 4.Калинина Варя - ученица Женского городского училища 5.Фуфачева - ученица Женского городского училища и я – Паженцев, ученик 4 класса Реального Училища
Для перечисленной группы учеников Георгий Васильевич был не только учителем, но и товарищем с открытой доброй душой, несмотря на то, что он был старше нас. Организовать вечернюю школу рисования в одном из свободных классов в здании Реального училища директор училища Скибицкий не разрешил. Г.В. имел маленький дом (две комнаты и кухня) с пристройкой летнего типа… Мы занимались в пристройке. Помещение отапливалось дровами и освещалось керосиновыми лампами. Г.В. не давал нам заправлять лампы керосином и рубить дрова для камина, а все делал сам до нашего прихода на урок… …У Г.В. было много картин, они стояли в углах его комнаты связанные веревками, и он их нам не показывал, ссылаясь на то, что его полотна без рам. Приобрести соответствующие рамы для картин на западе и в Николаевске не было возможности и средств, сообщил мне Левицкий Андрей – племянник Г.В., приехавший с Украины в г. Николаевск в 1919 году. В 1920 г. домик Г.В. сгорел. Г.В. эвакуировался в Благовещенск, где через несколько лет умер… …За период моего посещения школы рисования с октября 1919 г. по март 1920 г. Георгий Васильевич нашу группу учил следующему: а/ рисовать карандашом предметы, орнаменты, барельефы и человека только с натуры. б/ лепить из глины и самодельного пластилина части человеческого тела, в основном голову (глаза, уши, нос, рот, подбородок и полное лицо – маску человека). в/ отливать формы из гипса. г/ заливать формы гипсом и получать свои орнаменты, барельефы. д/ резьбе по дереву частей лица человека. е/ читал лекции по анатомии человека. ж/ передавал нам свой опыт, как пользоваться красками (акварельными и масляными), кистями, как делать кисти, подрамники, грунтовать полотно и как накладывать краски на бумагу и полотно. Г.В. планировал всей нашей группе учеников с наступлением лета выход на Амур, в тайгу для производства самостоятельных работ с натуры масляными красками… но это не осуществилось. В нашей группе выделялись следующие ученики: 1. Модель Евса (левша) – рисовал левой рукой, был самый старший и самый способный. Так например: он исполнил на метровом листе ватманской бумаги александрийским черным карандашом (без применения растушевок) Венеру Милосскую и вторую работу, мужчину старика с натуры. Из нашей группы его работы никто повторить не мог. После 20 года Модель закончил в г. Москве Академию художеств и где он сейчас я не знаю. 2. Калинина В., Фуфачева и Кандинский исполняли красками сложные натюрморты, живые цветы, ковры с набором инструментов и другие работы с натуры. 3. Левицкий Андрей очень хорошо исполнял масляными красками пейзажи.
Вот и все, что я помню о человеке с открытой душой учителе-художнике Белащенко Г.В. и его учениках. Есть у меня одна акварель, исполнил я ее 47 лет тому назад – это разрушенное в 1920 году здание Реального училища в г. Николаевске. Если нужна музею такая акварель я ее могу передать…
Вид на сожженную западную часть г. Николаевска. 1922 г. Акварель с натуры И. Паженцева
P.S. Акварель И.С. Паженцева хранится в фондах МКМ им. В.Е. Розова. Неоднократно экспонировалась на выставках, посвященных трагедии города 1920 года.
Зав. отделом археологии и этнографии: Гребенник Наталья Генриховна.
|
|
|||||||
Главная Документы Контакты Коллекции Публикации © 21.03.2013–2023 МБУ "МКМ им. В.Е.Розова" Николаевского муниципального района. |