Главная » Публикации » Фёдор Фёдорович Баганц |
Последнее обновление страницы:21.05.2021 г. |
||||||||
Фёдор Фёдорович Баганц
Фёдор Фёдорович Баганц (Фридрих Генрих Баганц; 1834 – 1973 гг.) – художник - маринист, профессор Морского кадетского корпуса, единственный из русских художников совершивший кругосветное плавание. Удостоен звания художник 1-го класса. Родился в Санкт-Петербурге, в семье часового мастера, Фридриха ГоттардаБаганца, приписанного к цеху часовых мастеров города Митавы, и приехавшему в Петербург при императоре Александре I. В 1846 году Федор Баганц поступил в знаменитое Главное немецкое училище св. Петра, которое окончил в 1850 году. В том же году он поступил в Императорскую Академию Художеств на класс исторической живописи профессора А. Т. Маркова. Представив в 1858 году на студенческую выставку свой пейзаж, Ф. Баганц получил серебряную медаль 2-го достоинства «За успехи и в поощрение». Через два года Баганц выставил сразу три пейзажа на соискание Большой серебряной медали и звания художника, и по решению Совета Академии от 16 ноября 1860 года был удостоен звания «свободного художника». В 1860 году,после окончания Академии Художеств,Баганц плодотворно работал над городскими пейзажами в Адмиралтейской и Литейной частях Санкт-Петербурга, выполняя частный заказ графа С. А. Апраксина. Всего сохранилось и издано 28 городских пейзажей в основном Литейной части города. Собрание этих пейзажей в настоящее время хранится в Санкт-Петербургской Академии Художеств. Дальнейшая судьба Федора Баганцатесно связанна с морем. По ходатайству художника Главного морского штаба А. П. Боголюбова, в мае 1862 года он получил место учителя рисования при Морском кадетском корпусе и назначение на военный корабль для плавания с кадетами по Балтийскому морю «для приобучения их черчению с натуры корабля и всего касающегося моря». В 1864 г. художнику, приобретшему навыки рисования видов лоций и морских документов, предложили место на парусном транспорте «Гиляк», который готовился к отправке на Дальний Восток - на него требовался художник для «снятия видов Тихого океана и, в особенности, вдоль западных берегов Японского моря». Транспорту предстояло доставить в Николаевск корпуса подводных мин, различные изделия из железа и порох. 26 июля 1864 года, обменявшись прощальным салютом с крепостью, на буксире фрегата «Дмитрий Донской» транспорт вышел в море. С этого момента Баганц начал вести дневник путешествия. Этот дневник перевела с немецкого и впервые опубликовала в 2004 году правнучатая племянница художника К. Стожарова. Дневникдовольно небольшой по объёму и весьма сдержан, но, тем не менее, полезен для изучения истории отечества. Но самое главное – Баганц оставил изумительные рисунки, позволяющие смотреть на давно минувшую жизнь будто сквозь стекло иллюминатора - почти фотографическая точность в сочетании с романтикой. Плавание «Гиляка» вокруг света, в котором участвовал художник, было вторым для транспорта и последним в истории русских кругосветных путешествий парусных судов. В середине мая 1865 г. вошли в Сангарский пролив, а 15-го встали на якорь в Хакодате. Хакодате в те годы больше походил на деревню. В нем были две большие улицы и множество маленьких улочек и переулков, грязных и узких. По обеим сторонам улиц шли канавы, в которые сливались нечистоты. Непривычного человека запахи на улице приводили в шоковое состояние. Многие японцы ходили с воспалёнными глазами из-за сажи и дыма от постоянно горевшего дома очага, над которым подвешивался котёл. Из-за непогоды пришлось несколько задержаться, но при первой же
возможности капитан направил транспорт «Гиляк» в море. Навигация на
Амуре короткая, а сделать требовалось много. Посетили бухту
Де-Кастри, сдали часть груза, вымылись в русской бане, и снова в
путь. В Николаевске художник распрощался с командиром и офицерами
транспорта «Гиляк». 13 июля он записал в дневник печальные строчки: «Сегодня в полдень я
смотрел, как мой славный «Гиляк» удаляется. Я вижу его ход, как если
бы я сам был, как раньше, на его борту…». В октябре вернулись в Николаевск. Здесь Художник получил
предписание, в соответствии с которым ему предстояло сопровождать
П.Н. Казакевича в плавании на пароходе-фрегате «Америка». 20 июня 1866 года ему предложили попутешествовать на пароходе «Амур» по Амуру. Во время путешествия Баганц напряженно работал, создал множество акварелей и рисунков, представляющих бесценный материал по изучению быта русских поселений. В октябре «Амур» вернулся в Николаевск. Здесь Баганц получил известие о смерти матери. Последний раз он видел ее перед отплытием на «Гиляке». Наступил 1867 год. Зимой Баганц продолжал работать над своими
рисунками, изучал жизнь аборигенов, вместе со знакомыми офицерами
участвовал в поездках на собаках к местным достопримечательностям. За поднесенный императору Александру II альбом из 80 листов акварелей, выполненных во время экспедиции, Ф. Ф. Баганц был награждён званием художника 1-й степени и бриллиантовым перстнем с рубином. В 1869 году умерла в родах горячо любимая женаФ. Баганца. Чтобы отвлечься от горя, художник отправился в новое морское путешествие, ставшее для него роковым: в сентябре 1871 года его доставили в Морской госпиталь города Николаевск-на-Амуре со страшным диагнозом: «паралич и слабоумие с редкими прояснениями сознания». Отцу художника после долгих хлопот и проволочек удалось доставить больного сына в Петербург. В 1973 г. после продолжительной болезни Ф. Баганц скончался. В МКМ им. В.Е. Розова хранится часть работ Ф.Ф. Боганца, написанных им во время экспедиции на Дальний Восток. К сожалению, только копии.
Зав. отделом археологии и этнографии: Гребенник Наталья Генриховна.
|
|
||||||||
Главная Документы Контакты Коллекции Публикации © 2013–2021 МБУ "МКМ им. В.Е.Розова" Николаевского муниципального района. |