МБУ "Межпоселенческий краеведческий музей им. В.Е.Розова"

Николаевского муниципального района

Главная » Публикации » Фёдор Фёдорович Баганц

Последнее обновление страницы:21.05.2021 г.

Режим работы.

среда - пятница:

с 10.00 до 18.00 ч.,

суббота - воскресенье:

с 10.00 до 17.00 ч.

Обед 13.00 до 14.00

Последняя пятница каждого месяца санитарный день

понедельник - вторник: выходные

 

Top.Mail.Ru


 

Фёдор Фёдорович Баганц

 

 

 

 

 

 

 

Фёдор Фёдорович Баганц (Фридрих Генрих Баганц; 1834 – 1973 гг.) художник - маринист, профессор Морского кадетского корпуса, единственный из русских художников совершивший кругосветное плавание. Удостоен звания художник 1-го класса.

Родился в Санкт-Петербурге, в семье часового мастера, Фридриха ГоттардаБаганца, приписанного к цеху часовых мастеров города Митавы, и приехавшему в Петербург при императоре Александре I.

В 1846 году Федор Баганц поступил в знаменитое Главное немецкое училище св. Петра, которое окончил в 1850 году. В том же году он поступил в Императорскую Академию Художеств на класс исторической живописи профессора А. Т. Маркова. Представив в 1858 году на студенческую выставку свой пейзаж, Ф. Баганц получил серебряную медаль 2-го достоинства «За успехи и в поощрение».

Через два года Баганц выставил сразу три пейзажа на соискание Большой серебряной медали и звания художника, и по решению Совета Академии от 16 ноября 1860 года был удостоен звания «свободного художника».

В 1860 году,после окончания Академии Художеств,Баганц плодотворно работал над городскими пейзажами в Адмиралтейской и Литейной частях Санкт-Петербурга, выполняя частный заказ графа С. А. Апраксина. Всего сохранилось и издано 28 городских пейзажей в основном Литейной части города. Собрание этих пейзажей в настоящее время хранится в Санкт-Петербургской Академии Художеств.

Дальнейшая судьба Федора Баганцатесно связанна с морем. По ходатайству художника Главного морского штаба А. П. Боголюбова, в мае 1862 года он получил место учителя рисования при Морском кадетском корпусе и назначение на военный корабль для плавания с кадетами по Балтийскому морю «для приобучения их черчению с натуры корабля и всего касающегося моря».

В 1864 г. художнику, приобретшему навыки рисования видов лоций и морских документов, предложили место на парусном транспорте «Гиляк», который готовился к отправке на Дальний Восток - на него требовался художник для «снятия видов Тихого океана и, в особенности, вдоль западных берегов Японского моря».

Транспорту предстояло доставить в Николаевск корпуса подводных мин, различные изделия из железа и порох.

26 июля 1864 года, обменявшись прощальным салютом с крепостью, на буксире фрегата «Дмитрий Донской» транспорт вышел в море. С этого момента Баганц начал вести дневник путешествия.

Этот дневник перевела с немецкого и впервые опубликовала в 2004 году правнучатая племянница художника К. Стожарова. Дневникдовольно небольшой по объёму и весьма сдержан, но, тем не менее, полезен для изучения истории отечества.

Но самое главное – Баганц оставил изумительные рисунки, позволяющие смотреть на давно минувшую жизнь будто сквозь стекло иллюминатора - почти фотографическая точность в сочетании с романтикой.

Плавание «Гиляка» вокруг света, в котором участвовал художник, было вторым для транспорта и последним в истории русских кругосветных путешествий парусных судов.

В середине мая 1865 г. вошли в Сангарский пролив, а 15-го встали на якорь в Хакодате.

Хакодате в те годы больше походил на деревню. В нем были две большие улицы и множество маленьких улочек и переулков, грязных и узких. По обеим сторонам улиц шли канавы, в которые сливались нечистоты.

Непривычного человека запахи на улице приводили в шоковое состояние. Многие японцы ходили с воспалёнными глазами из-за сажи и дыма от постоянно горевшего дома очага, над которым подвешивался котёл.

Из-за непогоды пришлось несколько задержаться, но при первой же возможности капитан направил транспорт «Гиляк» в море. Навигация на Амуре короткая, а сделать требовалось много. Посетили бухту Де-Кастри, сдали часть груза, вымылись в русской бане, и снова в путь.
В устье Амура сели на мель, но через час с неё стянулись. «Гиляк» сидел неглубоко, поэтому после снятия с мели дошли до Николаевска без других происшествий. Город занимал левый берег Амура. На главной улице, которая носила название «1-й проспект», вместо тротуаров были проложены деревянные мостки. Проехать по улице было весьма сложно: торчала масса пней от вырубленных деревьев. Баганц заметил, что дома построены из сырого леса с плохими фундаментами. С продовольствием в городе дела обстояли неважно, овощей продавали мало и плохого качества. Зато водкой торговали на каждом углу.

В Николаевске художник распрощался с командиром и офицерами транспорта «Гиляк». 13 июля он записал в дневник печальные строчки: «Сегодня в полдень я смотрел, как мой славный «Гиляк» удаляется. Я вижу его ход, как если бы я сам был, как раньше, на его борту…».
Для снятия видов от Камчатки до залива Петра ВеликогоБаганцбыл определен на корвет«Варяг». Затем по распоряжению контр-адмирала П.Н. Казакевича оказался на шхуне «Сахалин», осуществлявшей грузо-пассажирские перевозки по портам Дальнего Востока; так он побывал на Сахалине, в Охотске, Гижиге.

В октябре вернулись в Николаевск. Здесь Художник получил предписание, в соответствии с которым ему предстояло сопровождать П.Н. Казакевича в плавании на пароходе-фрегате «Америка».
Немного найдётся в российской истории художников, которым столько удалось плавать в разных морях и повидать такое количество удивительных и непохожих мест.
На «Америке» Баганц побывал почти во всех гаванях Дальнего Востока.  У Казакевича оказались дела в Японии и Китае, где Фридриха Баганца ждали новые впечатления. Плавание заняло несколько месяцев. Осенью «Америка» вернулась в Николаевск. На «Америке» художник провел девять месяцев.

20 июня 1866 года ему предложили попутешествовать на пароходе «Амур» по Амуру. Во время путешествия Баганц напряженно работал, создал множество акварелей и рисунков, представляющих бесценный материал по изучению быта русских поселений.

В октябре «Амур» вернулся в Николаевск. Здесь Баганц получил известие о смерти матери. Последний раз он видел ее перед отплытием на «Гиляке».

Наступил 1867 год. Зимой Баганц продолжал работать над своими рисунками, изучал жизнь аборигенов, вместе со знакомыми офицерами участвовал в поездках на собаках к местным достопримечательностям.
Наконец ему разрешили вернуться домой. Как только Амур освободился ото льда, Баганц с пересадками, на разных пароходах, отправился вверх по реке. В июле он добрался до Иркутска.
Путешествие проходило не легче, чем вокруг света, только без экзотики. Домой в Петербург он приехал 8 сентября. Кругосветное путешествие по морям, океанам, рекам и суше закончилось. Длилось оно три года.

За поднесенный императору Александру II альбом из 80 листов акварелей, выполненных во время экспедиции, Ф. Ф. Баганц был награждён званием художника 1-й степени и бриллиантовым перстнем с рубином.

В 1869 году умерла в родах горячо любимая женаФ. Баганца. Чтобы отвлечься от горя, художник отправился в новое морское путешествие, ставшее для него роковым: в сентябре 1871 года его доставили в Морской госпиталь города Николаевск-на-Амуре со страшным диагнозом: «паралич и слабоумие с редкими прояснениями сознания». Отцу художника после долгих хлопот и проволочек удалось доставить больного сына в Петербург. В 1973 г. после продолжительной болезни Ф. Баганц скончался.

В МКМ им. В.Е. Розова хранится часть работ Ф.Ф. Боганца, написанных им во время экспедиции на Дальний Восток. К сожалению, только копии.

   

   

   



 

   

   

   

 

 

Зав. отделом археологии и этнографии:

Гребенник Наталья Генриховна.

 

Календарь мероприятий



Главная      Документы      Контакты      Коллекции      Публикации

© 2013–2021 МБУ "МКМ им. В.Е.Розова" Николаевского муниципального района.
    При любом использовании материалов ссылка на www.nik-mkm.ru обязательна.