МБУ "Межпоселенческий краеведческий музей им. В.Е.Розова"

Николаевского муниципального района

Главная » Публикации » Великой победе посвящается ...

Последнее обновление страницы: 29.04.2020 г.

Режим работы.

среда - пятница:

с 10.00 до 18.00 ч.,

суббота - воскресенье:

с 10.00 до 17.00 ч.

Обед 13.00 до 14.00

Последняя пятница каждого месяца санитарный день

понедельник - вторник: выходные

 

Рейтинг@Mail.ru


Великой победе посвящается ...

75 лет назад, 22 июня 1941 года, началась Великая Отечественная война. Победа в ней стала величайшим испытанием и величайшей гордостью для нашего народа. В память о погибших в Великой Отечественной войне установлены различные памятники и мемориальные комплексы. Памятники и обелиски, мемориалы и скромные могилы на территории нашей страны и за ее пределами — наглядные свидетельства самой кровопролитной войны в истории человечества.

Они хранят память о людях войны. 

В память всех нижнеамурцев, погибших в сражениях Великой Отечественной войны, в городском сквере открыт мемориальный знак «Фронтовое письмо». Такие же знаки уважения и благодарности землякам, не вернувшимся с войны, установлены в сельских поселениях Константиновское, Красносельское, Магинское, Нигирское, Нижнепронгенское, Пуирское, Члянское.





Братская могила в парке им. Горького

В центре бывшего городского парка культуры и отдыха им. М. Горького – установлено надгробие над братской могилой. Захоронение увековечивает память о трагической гибели 3 офицеров штаба 16-й армии Дальневосточного фронта, погибших при исполнении служебного долга.

Катастрофа самолета СБ-2, 73-го бомбардировочного авиационного полка произошла 20 июля 1945 года. При катастрофе этого самолета погибли офицеры штаба 16-й армии Дальневосточного фронта: генерал-майор Терентьев Яков Борисович, начальник бронетанковых войск полковник Миронович Георгий Александрович, начальник автодорожного отдела подполковник Галаневич Константин Анфимович, также погиб и стрелок-радист старшина Филипповский Николай Иванович.

Гибель в авиакатастрофе на Сахалине офицеров высшего командования Красной Армии расследовали приморские поисковики. Обстоятельства громкой катастрофы в 1945 году, в которой погибли сразу три офицера 16 армии, долгое время были неизвестны широкому кругу общественности. Буквально по крупицам, в течение года участники Поискового объединения «АвиаПоиск» Приморского регионального отделения "Поискового движения России" собирали данные о катастрофе. И выяснили, что офицеры погибли на самолёте СБ 4/105 из состава 73-го бомбардировочного авиаполка 255-й смешанной авиадивизии 10-й Воздушной армии при перелёте из г. Николаевска-на-Амуре в г. Кировск 20 июля 1945 года в районе села Адо-Тымово Тымовского района Сахалинской области.

История катастрофы очень трагична. Самолет для перелёта командования готовили в спешке. Машина не запускалась и не поднималась в воздух в течение 2 месяцев, экипаж был собран из разных эскадрилий.Члена Военного Совета 16 армии генерал-майора Терентьева посадили в кабину стрелка-радиста старшины Филипповского Николая Ивановича, а начальника бронетанковых войск 16 армии полковника Мироновича и начальника автомобильного отдела 16 армии подполковника Галаневича в нарушение всех инструкций разместили в бомболюке.

При прохождении района с. Адо-Тымово на Сахалине у самолёта отказали горизонтальные рули. Лётчик майор Бурбенко принимал меры для спасения машины, но поняв, что это бесполезно, выключил моторы и дал команду покинуть самолёт, выбросившись с парашютом. Штурман старший лейтенант Серов последовал за ним. Старшина Филипповский, генерал-майор Терентьев и оставшиеся в самолёте офицеры разбились вместе с бомбардировщиком в 5 км северо-западнее с. Адо-Тымово.Летчик, командир 3 эскадрильи 73-го БАП майор Бурбенко Василий Никитович и штурман 3 звена 73-го БАП лейтенант Серов Михаил Васильевич спаслись на парашютах.

Офицеров похоронили в г.Николаевске-на-Амуре, на территории городского парка в братской могиле. Стрелка-радиста Филипповского Н.И. похоронили на кладбище п. Сергеевка.

Через год после начала поисковых работ по этой катастрофе на месте падения самолета СБ с заводским номером 4/105, активисты «Поискового движения России» установили табличку в память о погибших офицерах штаба 16 армии Дальневосточного фронта и стрелка-радиста 73 бомбардировочного авиационного полка, а в воздухе прозвучали холостые выстрелы.


Наверх



Памятник Голубкову

Памятный знак в честь Героя Советского Союза Голубкова Николая Николаевича находится в г.Николаевске-на-Амуре, на территории в/ч 13178, у пирса бывшей плавзенитной батареи Амурской флотилии. Установлен в 1986 году. Автор Шеланков В., художник «Клуба моряков» г. Николаевск-на-Амуре.

Увековечивает память о Герое Советского Союза Николае Николаевиче Голубкове. Установлен по решению и силами личного состава плавзенитной батареи Амурской флотилии. Выбор места установки на пирсе обусловлен фактом службы Голубкова Н.Н. и его призыва на Маньчжурский фронт.

Голубков Николай Николаевич - командир отделения комендоров-зенитчиков плавучей зенитной батареи «ПВО-1232» Амурской военной флотилии, старшина I-й статьи. Родился 25 апреля 1920 года в деревне Дмитриевка Белебеевского района Башкирии. Русский. Образование среднее. До призыва в армию работал на станции Абдулино в конторе «Заготзерно». В Военно-Морской Флот призван в 1940 году. После Учебного отряда служил дальномерщиком, командиром отделения радистов 67-го отдельного артиллерийского дивизиона Амурской военной флотилии. Член ВКП(б) с 1943 года. Участник советско-японской войны 1945года. Старшина I-й статьи Николай Голубков совершил подвиг 9 августа 1945 года во время десанта в город Фуюань (Северо-Восточный Китай). Его отделение встретило ожесточенное сопротивление противника, засевшего в дзотах и зданиях города. Отряд моряков стремительной атакой увлек пехотинцев. В ходе наступления Н.Н. Голубков первым ворвался в дзот врага, забросал его гранатами, но сам был смертельно ранен. Похоронен в городе Хабаровск. Звание Героя Советского Союза старшине I-й статьи Голубкову Николаю Николаевичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 года (посмертно). Герой Советского Союза старшина I-й статьи Н. Н. Голубков навечно зачислен в списки экипажа корабля. Награждён орденом Ленина (посмертно), орденом Отечественной войны I-й степени.


Наверх



Памятник морякам-подводникам

Утром 18 июля 1942 года жители города были разбужены мощным взрывом. Многие горожане, выбежавшие на улицу, увидели, что над акваторией морского порта поднимается высокий столб дыма, а в воздухе кружатся какие-то обломки. В жилых домах, выходящих к береговой черте, вылетели все стекла. Уже к обеду в городе все знали - взорвались две подводные лодки, стоящие у причала военно-морской базы Северо-Тихоокеанской флотилии.

Северо-Тихоокеанская флотилия обладала значительным боевым потенциалом - кораблями, авиацией, береговыми укреплениями, включала две первоклассные военно-морские базы - Совгавань и Николаевск-на-Амуре, три базы легких военно-морских сил - бухты Посьета, Ольги, Де-Кастри.На Николаевской ВМБ лежала охрана и оборона Амурского лимана, Сахалинского залива, северной части Татарского пролива, а также самого города и морского порта. Поэтому неудивительно, что боевые корабли СТОФ, в том числе и подводные лодки, регулярно посещали в Николаевске свою базу, где пополнялись боеприпасами, топливом, продовольствием, пресной водой и производили текущий ремонт.

Так было и на этот раз, когда подводная лодка Щ-138 4-го июля 1942 года прибыла в Николаевск, а спустя 9 дней — 13 июля — к ее борту пришвартовалась и подводная лодка Щ-118. Так обе подводные лодки оказались у своего причала в Николаевской бухте. Пять дней подводные лодки стояли у причала борт о борт. Боезапас был на обеих лодках догружен торпедами и артиллерийскими снарядами до нужной нормы. Также за эти дни лодки пополнили запасы воды, продовольствия, горюче-смазочных материалов. Прошел плановый осмотр всех механизмов. По плану обе лодки должны были к концу второй декады июля выйти в дальний морской поход.

Взрыв огромной мощности произошел ровно в семь часов утра 18 июля 1942 года. Когда дым рассеялся, подбежавшие к месту аварии люди увидели, что лодка Щ-138 примерно в течение десяти секунд на ровном кипе погрузилась в воду по самую рубку, а спустя 4-5 секунд, за ней с дифферентом на нос полностью ушла под воду Щ-118.

18 июля на лодках был обычным днем перед уходом в дальний поход. Намечалась профилактика механизмов, оформление последних документов, инструктаж с комсоставом и тому подобное. Личный состав лодки Щ-138, где произошел взрыв, после побудки был занят стиркой белья, и около семи часов почти все приступили к завтраку в шестом и седьмом отсеках. За несколько секунд до взрыва в лодке внезапно потух свет. Сам взрыв внутри лодки прозвучал глухо, а вот чудовищная взрывная волна, имея запах кислоты и резины, через несколько секунд ворвавшаяся в шестой и седьмой отсеки, крушила все на своем пути, калеча и убивая всех. Только нескольким морякам удалось через кормовой люк выбраться наружу.

Личный состав подлодки Щ-118 также пил чай. Командир лодки и комиссар БЧ-5 находились на палубе. Взрывом их смело за борт, но они остались живы. Наибольший взрывной удар пришелся по носовому и центральному отсекам лодки. Здесь в это время находились представители штаба флота и флотилии и шестеро офицеров и старшин, с которыми проводился плановый инструктаж. Все они сразу погибли. Завтракавшие в четвертом и пятом отсеках подводники, услышали взрыв, сопровождаемый мощным сотрясением корпуса. Спустя несколько секунд послышался шум поступающей в лодку воды. Захватив всех контуженных и оглушенных, подводники стали переходить в кормовые отсеки. Была попытка задраить переборную дверь, ведущую из пятого в четвертый отсек, но в результате деформации замка сделать это не удалось. Только убедившись, что в четвертом и пятом отсеках никого не осталось, а в носовые отсеки пробиться невозможно, подводники сосредоточились в шестом и седьмом отсеках, задраили плотно дверь из шестого в пятый отсек и верхний и нижний кормовые люки. Сделали перекличку. Оказалось, в обоих отсеках ровно 20 человек.

Моряки были уверены, что помощь подойдет быстро, и действительно, через считанные минуты подошел к месту аварии водолазный бот, и водолазы начали обследовать лодку. Находившиеся внутри моряки стуком сообщили водолазам о себе. Вскоре подошел плавучий кран, но долго не удавалось подцепить корму лодки. А время шло, и кислород в отсеках был на исходе. Некоторые моряки, особенно контуженные, начали терять сознание. Только через долгих пять часов плавкрану удалось поднять корму лодки над водой. Лишь тогда был открыт верхний кормовой люк, и в лодку хлынул живительный свежий воздух. А потом через несколько минут из люка появился первый моряк.

Коварный взрыв унес жизни сорока трех моряков, старшему из которых было 33 года. А большинству только двадцать.

Сразу же по горячим следам была создана экспертная комиссия из лучших подводников и инженерно-технических работников, прибывших из Комсомольска-на-Амуре, Совгавани и Владивостока. Изучив все детали, комиссия пришла к выводу: взрыв боезапаса во втором отсеке подводной лодки Щ-138 мог произойти только с помощью подрыва зарядом не менее 600 граммов, приложенного вплотную к одной из торпед или в оболочку запального стакана.

Таким образом, катастрофа 18 июля 1942 года была вызвана насильственным, диверсионным актом. Так что сейчас мы с уверенностью можем сказать, что похороненные в том далеком сорок втором году в братской могиле на городском кладбище моряки-подводники пали от вражеской руки здесь в далеком тылу за тысячи километров от фронта.

В течение многих лет материалы о Николаевской трагедии были засекречены. И только в 1999 году выяснилось, что причиной трагедии была вражеская диверсия. Городской совет ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов выступил с инициативой создания памятника погибшим краснофлотцам. Торжественное открытие состоялось 2 сентября 2005 года — в день 60-летия окончания Второй мировой войны. На мраморной плите золотом выписали фамилии погибших моряков.


Наверх



Фронтовое письмо

В основании центральной аллеи городского сквера находится сооружение необычной конструкции – это памятный знак «Фронтовое письмо».

Памятный знак увековечивает память о воинах-земляках Нижнеамурской области, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Представляет собой композицию из трех бетонных массивов сложной призматической формы, символизирующих собой атрибуты военного времени: «Письмо-треугольник», «Штык» и основание памятной доски. Элементы расположены на едином основании со сложными ступенями. Памятный знак облицован декоративной штукатуркой, плиткой из черного и серого гранита. Украшен металлическими рельефными элементами «Звезда», «Годы» и «Орден».

Первоначально памятник «Фронтовое письмо» был установлен в 1995 г. в упрощенном варианте («Письмо-треугольник»). К 2005 г. композицию знака дополнил элемент «Штык», на большой грани которого высечены имена 12 Героев Советского Союза – жителей Нижнеамурской области. В 2010 г. в элемент «Штык» была вмурована металлическая капсула с посланием участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. потомкам. На памятной доске выбита следующая надпись: «Из Николаевска-на-Амуре на фронт ушли 13000 человек. Вернулись – 1300. Вечная слава в памяти есть бессмертие павших…». На крышке капсулы написано: «Обращение участников войны (1941-1945 гг.) к потомкам. Заложено 9 мая 2010 года. Вскрыть 9 мая 2045 года в день 100-летия Великой Победы над фашизмом».

Автор проекта – В.А. Вахмин.


Наверх



Зав. туристско-информационным сектором:

Божко Евгения Владимировна

 

Календарь мероприятий

Система Orphus


Главная      Документы      Контакты      Коллекции      Публикации

Copyright © 2013–2020 МБУ "МКМ им. В.Е.Розова" Николаевского муниципального района.
               При любом использовании материалов ссылка на www.nik-mkm.ru обязательна.