МБУ "Межпоселенческий краеведческий музей им. В.Е.Розова"

Николаевского муниципального района

Главная » Публикации » Рыбья кожа в жизни коренных народов нижнего амура

Последнее обновление страницы: 30.05.2020 г.

Режим работы.

среда - пятница:

с 10.00 до 18.00 ч.,

суббота - воскресенье:

с 10.00 до 17.00 ч.

Обед 13.00 до 14.00

Последняя пятница каждого месяца санитарный день

понедельник - вторник: выходные

 

Рейтинг@Mail.ru


Рыбья кожа в жизни коренных народов нижнего амура.

Основным занятием народов, проживающих на Нижнем Амуре, было рыболовство, поэтому рыбья кожа была одним из главных материалов, широко используемых в быту.

Обработка рыбьей кожи – одно из древнейших ремесел. В этнографических трудах второй половины XIX — начала XX века даются детальные описания технологии обработки рыбьей кожи:

«С рыб снимают шкуры и предварительно расправляют последние, очищают их от чешуи, для чего трут в деревянном сосуде. Затем их скребут, удаляют с них частицы жира и мускулов, выравнивают, вылащивают и сшивают вместе» (Л.И Шренк «Об инородцах Амурского края», Т.2).

«…Кожу с пойманной рыбы снимают не сразу: выпотрошив рыбу, ее вешают на сушила, где она провисит день или два, и только после этого снимают кожу. Только что снятую сырую кожу прикалывают сушиться на стену амбара или фанзы, предварительно растянув ее елико возможно. После двух-трех дней такой сушки шкурки снимают со стены и, положив их все одна на другую и придавив чем-нибудь тяжелым, дают окончательно высохнуть на ветру. После этого сухие шкурки мнут на особом станке.

Мялка имеет простое устройство: она состоит из тяпки (уксу) и станка (деле), который имеет в средней части углубление, куда кладется кожа, а по концам — выемки, куда работница кладет свои ноги, чтобы прижать станок. Вся работа на мялке состоит в том, что гольдячка ударяет тяпкою по коже, смятой в комок, и часто переворачивает ее…

…Выделанная готовая рыбья кожа часто долго висит на перекладинах вверху фанзы или амбара. Когда же явится нужда в платье, гольдячки собирают ото всюду выделанные рыбьи шкурки и предварительно сшивают их нитками, изготовленными из рыбьей кожи, придерживаясь все же в общих чертах выкройки. Когда все шкурки будут сшиты, окончательно раскраивают все части платья и сшивают теми же нитками» (И.А. Лопатин «Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские: Опыт этнографического исследования»)

Чтобы рыбья кожа стала действительно мягкой, во время выделки ее несколько раз смазывали предварительно разжеванной сушеной красной икрой, мозгами животных, либо вымачивали в бульоне из рыбьих голов, после чего долго мяли в станке.

Народы Амура хорошо знали свойства кожи разных пород рыб и в зависимости от этого применяли их для изготовления тех или иных предметов.

Из прочной кожи тайменя, ленка и сома шили нижнюю часть обуви, а голенища - из мягкой кожи кеты;  из нее же шили  сумки, промысловую и повседневную одежду, палатки, дождевики, покрышки для нарт, и мешочки для хранения продуктов.

Для праздничных и свадебных халатов использовали фактурную кожу сазана, которую выбеливали на морозе или с помощью особой породы глины.

Толстая и прочная кожа калуги шла на изготовление ножен, трутниц, крепления для лыж, ремни для настилов нарт.

Рыбья кожа заменяла и оконные стекла, для чего обычно использовали кету или сазана.

Степень обработки кожи зависела от её дальнейшего назначения. Для головок обуви использовали практически не обработанную шкуру с чешуёй, которую затем коптили для придания ей водоотталкивающих свойств. На материале для рабочих халатов специально оставляли лунки от чешуи и при шитье шкурки располагали этими углублениями вниз, чтобы во время рыбалки или во время дождя на одежде не задерживалась вода.

Немаловажное значение в искусстве обработки рыбьей кожи имело ее тонирование. Мастерицы Нижнеамурья пользовались натуральными красителями, не теряющими своей яркости на протяжении долгого времени. Бурую краску получали из гриба-дождевика гакта, чёрную — из сажи, смешанной с толчёной свежей или высушенной кетовой икрой, а также из сока черёмухи. Особо яркую чёрную краску делали следующим образом: снимали копоть с котла и смешивали её со слюной или щучьей икрой. Источником коричневой краски служила кора старой лиственницы: её вываривали, а интенсивность цвета зависела от времени кипячения. Соскабливая грибной нарост с дуба и заливая его горячей водой, получали жёлтый краситель. Красный цвет давала вываренная в воде сосновая кора, а также порошок из красного камня (железного сурика), смешанный с толчёной сухой икрой кеты. Стойкую синюю краску извлекали из лепестков синеглазки, или лазорника (семейство коммелиновых).

Широкое использование рыбьей кожи в быту было связано, прежде всего, с ее доступностью и дороговизной ткани, которую амурские жители приобретали обычно у китайцев, заходивших на Нижний Амур с давних времен.

С появлением на Амуре русских переселенцев быт коренных народов стал постепенно  меняться, и к середине XX века обработка и использование рыбьей кожи практически ушли из жизни жителей Нижнеамурья.

 

 Зав. отделом археологии и этнографии:

Гребенник Наталья Генриховна.

 

Календарь мероприятий

Система Orphus


Главная      Документы      Контакты      Коллекции      Публикации

Copyright © 2013–2020 МБУ "МКМ им. В.Е.Розова" Николаевского муниципального района.
               При любом использовании материалов ссылка на www.nik-mkm.ru обязательна.