МБУ "Межпоселенческий краеведческий музей им. В.Е.Розова"

Николаевского муниципального района

Главная » Публикации » «Можайский Александр Федоровичи»

Последнее обновление страницы: 04.06.2014 г.

Режим работы.

среда - пятница:

с 10.00 до 18.00 ч.,

суббота - воскресенье:

с 10.00 до 17.00 ч.

Обед 13.00 до 14.00

Последняя пятница каждого месяца санитарный день

понедельник - вторник: выходные

 

Top.Mail.Ru


 

«Можайский Александр Федоровичи»

 

 «Я желал быть полезным своему Отечеству...»
                                                                                                    А. Ф. Можайский

 

В ряду имен, составляющих гордость и славу России, достойное место занимает имя Александра Федоровича Можайского.

 

 

 

 

 

 

 

 

Александр Федорович Можайский (9 (21) марта 1825 - 20 марта (1 апреля) 1890) -  контр-адмирал, пионер авиации, талантливый художник, первооткрыватель основного закона аэродинамики. В мировую историю вошел как создатель летательного аппарата тяжелее воздуха, не имевшего в то время аналогов. На основании его экспериментов в 1913 г. был разработан и сконструирован первый отечественный самолет «Русский витязь».

Пересказывать всю биографию А.Ф. Можайского не будем, остановимся лишь на дальневосточном периоде.

В 1853-1854 годах лейтенант Можайский на фрегате "Диана" под командой С.С. Лесовского перешел из Кронштадта вокруг мыса Горн к Японии. Задачей фрегата было возвращение из Японии дипломатической миссии адмирала Е. В. Путятина.

Фрегат потерпел крушение во время землетрясения в бухте Симода у острова Хонсю, после чего личный состав "Дианы" по чертежам и под руководством Можайского, совместными усилиями русских и японцев построил шхуну "Хеда", на которой часть команды вернулась на родину. До сих пор в Японии помнят русского офицера, благодаря которому японцы получили представление о создании больших европейских судов. Сам Можайский в 1855 году перешел на американском торговом судне в Петропавловск-Камчатский, оттуда в Амурский лиман.

Шла Крымская война. В условиях угрозы нападения англо-французских захватчиков на российское побережье командование перебросило моряков на его укрепление в самом узком месте Татарского пролива - мыс Лазарева.В одном из своих писем Можайский писал: «...на выдававшемся берегу мыса, по распоряжению адмирала и благодаря необыкновенной энергии и деятельности капитан-лейтенанта С. С. Лесовского, в течение нескольких дней была воздвигнута командой фрегата «Диана» батарея и вооружена пушками, доставленными из Николаевска».

С целью выведения Тихооканских военно-морских сил Российского флота из-под удара превосходящих англо-французских сил командование приняло решение провести суда в устье р. Амур. Можайского назначили командиром флотилии мелких судов для перевозки тяжестей с фрегата «Аврора» и корвета «Оливуца» в Николаевский пост (это было необходимо для уменьшения осадки кораблей, так как глубина Амура не позволяла провести их с полным вооружением и грузом). Затем он был назначен командиром 10-пушечного транспорта «Двина», который также успешно провел из пролив к Николаевскому посту.

В приказе генерал-губернатора и командующего войсками в Восточной Сибири генерал-лейтенанта Н. Н. Муравьева (Амурского) говорилось: «Командовавшему гребною флотилией при вводе судов в реку Амур лейтенанту Можайскому объявляю мою искреннюю благодарность».

За участие в дальневосточной кампании лейтенант Российского флота А. Ф. Можайский в ноябре 1855 года был «Всемилостивейше награжден орденом св. Станислава 2 степени».

 

В Николаевском посту Можайский пробыл до февраля1856 г., участвовал в строительстве батарей Николаевской крепости. Упоминания о нем есть в записках А.П. Петрова, одного из деятельных участников Амурской экспедиции, долгое время бывшего начальником Николаевского поста:

«…На праздниках было много назначенных в клубе вечеров, а на Новый, 1856 год был назначен бал. Я, по обыкновению, играл в карты, но по окончании пульки смотрел на танцующих. После ужина была зажжена в зале «джонка». В устройстве ее принимал участие и Завойко. Он был, как почти и все, порядочно подгулявши…При наступлении 12 часов ночи, пробивши в нарочно принесенный колокол двенадцать, взялись за заранее налитые бокалы шампанского (вина и шампанского завезли довольно) и начали чокаться и желать друг другу всего лучшего. Тут нельзя было никого обходить. Желаешь всем и тебе желают, чего в другое время и на ум не придет пожелать. Вот так официально был встречен 1856 год.

На праздники устроили театр в самой дальней, еще без крыши казарме, которая ничем не была занята. Декорации писал лейтенант Александр Федорович Можайский. Играли два раза. Второй раз играли 9 января в воскресенье. Одна из пьес была «Ревизор». Городничего играл правитель канцелярии Лохвицкий, можно сказать, великолепно. Лучше, нежели в прошлом году, шли и все пьесы. Еще бы – выбор актеров был громадный. Было много и дам. Этим театром окончились праздники…».

«…После праздников началась постройка Константиновской батареи – напротив Николаевска от Константиновского полуострова. Постройкой батареи заведовал инженер капитан Рейн. В постройке участвовали как все команды, так и все офицеры. Команды были разделены на две партии по подвозке леса по льду на санях (начали еще до праздников) и по битью шпунтованных свай, а впоследствии и по подвозке на санях земли, которую брали с увала тут же, у Николаевска, но все-таки от берега до батареи было около версты.

Незанятые офицеры ходили на работу через день. Каждому обер-офицеру была дана партия, он обязан был сделать со своей партией урок. Вся работа была на уроках. Кроме того, выходили на работу два штаб-офицера. Один смотрел за битьем свай, а другой – за возкой земли.

Несмотря на ужасные морозы, работа шла без перерыва каждый день с утра. Команды начинали урок нарочно впотьмах, чтобы скорее закончить его. Работа была каторжная, но все-таки к весне был образован бастион сажен в шестьдесят в диаметре, на котором сделаны амбразуры и поставлены орудия с фрегата «Паллада». Так что к приходу, паче чаяния, неприятельских судов мы могли кое-чем их попотчевать. Кроме Константиновской, была построена батарея на Куегде (в Николаевске), на Чныррахе и на Мео (на другом берегу). Вооружены они были орудиями с фрегатов «Паллада» и «Аврора».

К весне болезни пошли быстрыми шагами…Преобладала цинга. Не только нижние чины валились, но умерло много и офицерства, а кто из офицеров не был в цинге, то это была редкость. Все почти что хромали, а у некоторых даже образовалась водянка. Меня бог миловал, вероятно оттого, что я уже попривык и к климату, и к лишениям. Бедный А.И. Воронин едва не умер, у него от цинги была водянка уже в груди, и только молоко спасло его. В феврале несколько человек офицеров Завойко по болезни уволил в Россию. Они выехали на оленях через Аян. В числе их были лейтенант А.Ф. Можайский, подпоручик Шенурин и др. Начальник штаба Н.М. Чихачев был отправлен курьером еще в декабре…».

 

Гребенник Наталья Генриховна.

Зав. отделом археологии и этнографии:

 

Календарь мероприятий



Главная      Документы      Контакты      Коллекции      Публикации

Copyright © 2013–2020 МБУ "МКМ им. В.Е.Розова" Николаевского муниципального района.
               При любом использовании материалов ссылка на www.nik-mkm.ru обязательна.